РЖД – споры продолжаются с новой силой
Решение о замене роликовых подшипников на кассетные в колесных парах грузовых вагонов вызвало множество споров. Большинство опасений связано с необходимостью больших денежных вложений, отсутствием комплектующих, специалистов, мастерских по установке и ремонту кассетных подшипников.
Специалисты компании HARP предложили альтернативное решение – закрытый цилиндрический подшипниковый узел (сдвоенный подшипник).
По цене сдвоенный подшипник почти в два раза дешевле кассетного, но при этом ничем не уступает ему по безотказности, а в части энергоэффективности значительно превышает его.
С. И. Семыкин, главный конструктор ИЦ «УКТБ ПП», отмечает целый ряд преимуществ применения сдвоенных подшипников.
1. Гарантия межремонтной эксплуатации для сдвоенных подшипников составляет 800 тыс. км. или 8 лет.
2. Закрытый сдвоенный подшипник заправлен уникальной смазкой, обладающей рекордным сочетанием сопротивления износу и минимума гидравлических потерь. При этом она сохраняет работоспособность до -60 С.
3. Конический подшипниковый узел в силу принципиальных особенностей распределения усилий имеет постоянное нагружение в контакте «рабочий торец конического ролика – борт внутреннего кольца» – даже при движении состава на прямолинейных участках пути. Причем этот контакт содержит смешанное трение с превалирующим трением скольжения, что сопровождается гораздо более интенсивным износом и выделением тепла, чем при трении качения. У сдвоенного подшипника этот контакт активизируется только на наклонных и искривленных участках. Именно этим в значительной степени обуславливается существенно более высокая энергоэффективность сдвоенного подшипника по сравнению с коническим (существенно меньший уровень механических потерь).
4. Для применения сдвоенных подшипников в существующем парке вагонов не нужны дополнительные затраты по модернизации тележки, так как они полностью взаимозаменяемы с применяемыми роликовыми цилиндрическими подшипниками. Дополнительным удобством при проведении капитальных ремонтов является то, что при плавном переходе с роликовых цилиндрических подшипников на сдвоенные разрешается их применение под одним вагоном. Промышленные предприятия подшипниковой отрасли и вагоноремонтные предприятия РФ имеют достаточно мощностей для перехода на сдвоенные подшипники.
Сравнительные испытания кассетных и сдвоенных подшипников проводились еще в 2009 году и в них процент возникновения неисправностей оказался почти в 7 раз ниже в вагонах, где были применены сдвоенные подшипники.
Таким образом, сдвоенные подшипники обладают максимальной преемственностью по сравнению с ранее устанавливаемой парой обычных цилиндрических буксовых подшипников, обладают всеми преимуществами закрытых (кассетных) продуктов, заметно выигрывая и по отношению к обычным цилиндрическим буксовым подшипникам и по отношению к конической кассете по многим перечисленным принципиально важным технико-экономическим показателям. И перед принятием окончательного решения необходимо внимательно изучить все “за” и “против”.