Уплотнения для надежной работы подшипников
Надёжная работа подшипников и подшипниковых узлов в значительной степени зависит от правильно выбранного по конструкции уплотняющего устройства, а также количества и вида смазочного материала. При выборе уплотнений следует учитывать их влияние на долговечность подшипников.
Манжетное уплотнение, которое иногда называют сальником – это основной элемент контактного уплотнения, который обеспечивает минимальную утечку смазки, благодаря своей конструкции и стягивающей пружине, которая прижимает рабочую кромку к оси вала.
Раньше задачи соединения вращающихся валов с корпусом двигателя или коробки передач решали буквально дедовским способом: войлок или фетровую ткань смазывали салом. Отсюда и пошло просторечное название «сальник».
Манжетные уплотнения предназначены для удерживания смазочного материала внутри узла, а также для защиты от попадания посторонних частиц в виде различных загрязнений, пыли и влаги.
Применяя уплотнения контактного типа, следует учитывать особую их чувствительность к температуре, давлению и скорости вращения.
Чтобы предотвратить вытекание смазки, в зависимости от условий эксплуатации, манжету можно выбрать однокромочную или двукромочную с пыльником в качестве дополнительной защиты от проникновения мелких частиц в уплотняемую среду или корпус подшипника. Кроме того, уплотнения должны обеспечивать минимальное трение и износ даже в критически неблагоприятных условиях работы, отсюда и различные конструктивные типы уплотнений из разнообразных материалов.
Наиболее пригодны для защиты от внешних загрязнений недорогие V-образные кольцевые уплотнения. Вращаясь вместе с валом, они действуют как центробежные отражатели и одновременно обеспечивают контактное уплотнение торцовой поверхности. Также существуют и уплотнения для возвратно-поступательных механизмов гидравлических и пневматических цилиндров.
В зависимости от материала изготовления различают следующие типы манжет:
1) Маслобензостойкие. Материал изготовления – нитрил-бутадиеновый каучук (NBR). Диапазон рабочих температур от -60 до +100С.
2) Высокотемпературные. Материал изготовления – фторкаучук (FKM). Диапазон рабочих температур от -20 до +170С.
3) Пищевые. Материал изготовления – силикон (MVQ). Диапазон от -55 до +150.
4) Манжеты из акрилатного каучука (ACM). Диапазон рабочих температур от -30 до +150. Преимущественно используется для изготовления сальников ступицы.
5) Манжеты из фторопласта (PTFE) – с диапазоном рабочих температур от -130 до +200.
Важно помнить, что для надлежащего функционирования уплотнений необходимо правильно выполнить их установку. Это достаточно простая задача при наличии опыта, чистого рабочего места и подходящих инструментов. Если сопрягаемые детали сильно изношены, их необходимо восстановить до работоспособного состояния. Для изношенной шейки вала диаметром до 203 мм можно использовать втулку SKF Speedi-Sieeve, а для валов большего диаметра втулку LDSLV.
Перед установкой уплотнения на вал рекомендуется закрывать все канавки, шпоночные пазы, перекрёстные отверстия, шлицы, резьбу и другие острые края тонкостенным защитным колпачком, использовать переходную втулку, когда ступенька вала не имеет фасок или закруглений.
При установке уплотнения в корпус, убедитесь в правильной ориентации рабочей кромки уплотнения.
Если основная функция уплотнения заключается в предотвращении внешнего загрязнения подшипника, кромка уплотнения должна быть обращена наружу от подшипника.
Если основная функция – в удержании смазочного материала, тогда кромка уплотнения должна быть обращена внутрь к подшипнику.
При отсутствии уплотнения аналогичного конструктивного исполнения, можно использовать чуть более узкое уплотнение, а при достаточной глубине посадочного отверстия в корпусе можно использовать более широкое. Перед установкой кромку уплотнения рекомендуется смазать, если не требуется работа кромки по сухой поверхности.
Демонтированное уплотнение не рекомендуется использовать повторно.